Здравствуйте, дорогие читатели! В рубрике «Известные модельеры» я буду рассказывать о самых влиятельных из них (или же о тех, кого я считаю достойными внимания). Как и, наверное, многие из почитателей fashion, я обожаю смотреть модные дефиле. Восторгаясь великолепными платьями, я всякий раз задаю себе один и тот же вопрос: «Какие же «тараканы» должны гнездиться в голове у создавшего все это чудо?!», и с нетерпением жду финала показа, когда на поклон публике выходит он – Творец, славный гений и скромный труженик. Ведь в каждом платье живет частичка души его создателя.
Имена известных модельеров мира у всех на слуху и, возможно, любой культурный, пусть даже и мало знакомый с искусством создания одежды человек что-нибудь да слышал о Джорджио Армани, Томми Хилфигере или Вячеславе Зайцеве. У каждого из них своя неповторимая судьба, жизнь, в которой были и взлеты, и падения.
Ни для кого не секрет, что довольно велик процент мужчин среди известных модельеров женской одежды. Но это только на первый взгляд может показаться странным. Если мы обратимся к истории средневековой Европы, то увидим, что портными тогда были исключительно мужчины, причем ремесло передавалось в основном от отца к сыну. Но, естественно, в цеха принимали и способных мальчиков со стороны. Девочки же были исключительно кружевницами, разве что еще им доверяли вышивку, да и то только на легких тканях, потому как в те времена это было ох каким нелегким занятием!
Далее мы прокатимся на машине времени в XIX век и познакомимся с первым в мире кутюрье, которым был… конечно же, тоже мужчина! Чарльз Ворт – так звали этого молодого английского модельера, покорившего своим талантом Париж. Но в том же XIX веке появились достаточно универсальные и удобные швейные машинки (наконец-то! 🙂 ). Шить стало гораздо легче, и отныне портновским ремеслом начинают овладевать и женщины. А посему последующее время подарило миру таких гениальных художниц, как Надежда Ламанова, Мадлен Вионне, Эльза Скиапарелли и, конечно же, неповторимая Габриэль «Коко» Шанель! Об этих замечательных женщинах модельерах я расскажу отдельно, здесь же упомяну только, что один из самых знаменитых дизайнеров одежды, Пьер Карден, биографией которого я открываю эту рубрику, начинал как раз у женщин: сначала у Жанны Пакен, а затем у той же Скиапарелли.
Но мне, если честно признаться, все же ближе по душе творчество модельеров мужчин (хотя здесь есть приятные исключения 🙂 ): Эмануэль Унгаро, Александр Терехов, Валентино Гаравани, Джон Гальяно и мой самый любимый кутюрье Ив Сен-Лоран. Все они были или есть люди волевые, энергичные и, как вы сами понимаете, весьма небедные. Но мне как-то всегда безразличны были их баснословные доходы (не люблю я считать деньги в карманах созидающих тружеников, хотя «шариться» в кошельках соседей, таких же скучных обывателей, как и я, просто обожаю 🙂 ). Как женщине, да к тому же необычайно любознательной, мне всегда был интересен непосредственно сам Мужчина модельер, ибо представители сильного пола по природе своей воины (а, стало быть, и разрушители, к сожалению 🙁 ). Может, я и не от мира сего, но еще с юных лет как-то не тревожат мое сердечко господа доблестные офицеры, а также всякие там «брюсы ли» и «шварценегеры». Мечтаю забраться в мозг знаменитого модельера, проникнуть в его душу, узнать, чем он дышит, откуда черпает вдохновение (ох, какая же это привередливая штука, я вам доложу!) – вот хочу и все тут! А источником вдохновения для модельера является весь мир, который его окружает. Обыватель привозит с заграничной поездки недолговечный загар и кучу бесполезных сувениров, а в сердце дизайнера живы воспоминания о встречах с людьми, их национальных костюмах, которые и вдохновляют его на создание коллекций. Подтолкнуть на сотворение шедевра может даже случайно подсмотренная на улице одежда, то есть мы, «простые смертные», тоже влияем на сознание художника модельера. Я бы даже сказала «значительно влияем», ибо в мире моды существует своеобразная двусторонняя обратная связь. Для модельера очень важно всегда оставаться «онлайн» с окружающим миром, при этом не только чувствуя дух времени, но и умея предсказывать его. Если же дизайнер теряет связь с действительностью, то, как правило, за этим следует финансовый крах. Ярким примером здесь является Поль Пуаре, французский кутюрье, творивший на стыке XIX-XX веков, которого настолько затягивало творчество, что он часто напрочь отвергал какой-либо трезвый коммерческий расчет. Не всегда женщины принимали его новаторские одеяния. А когда Пуаре призвали в армию, то вернувшись с фронта, он не смог, а точнее, не захотел увидеть, как война изменила женщин. И как бы не пытался он вернуть своих прежних клиенток, не желая при этом уступать новому времени и по обыкновению навязывая дамам свои прежние идеи, все его попытки были тщетны. В результате великий кутюрье разорился, и последние годы своей жизни бедствовал, всеми забытый. Грустная история, конечно… но, к счастью, поучительная. Давно уже известные кутюрье не лыком шиты! Прекрасно осознавая, что создание коллекций, в которых каждое платье стоит кругленькую сумму, не приносит существенного дохода, основной упор они делают на выпуск собственной фирменной парфюмерии (занятно, что первым собственные духи начал выпускать как раз Пуаре, но, может быть, просто не придавал им большого значения), а также аксессуаров и прочей мелочевки. Кроме того, создаются более «народные» коллекции – прет-а-порте (хотя тоже недешевые) – именно они и определяют моду сезона.
Да, творческий полет частенько принижается суровыми реалиями быта, и поэтому приходится заниматься делами не очень приятными, но жизненно необходимыми. Но я глубоко убеждена, что удел художника — именно творчество, а финансовой стороной дела должен заниматься тот, кто в этом здорово «шарит». Поэтому я снимаю шляпу перед знаменитыми модельерами, которые и здесь умеют себя – это, например, интеллектуал и неудержимый романтик Эмануэль Унгаро. Конечно же, для выживания большое значение имеет имя (так уж устроен наш мир), но что не говори, а создание модных коллекций – рискованный бизнес, и никто здесь не застрахован от разорения. Везет же французам: им власти выделяют субсидии, «чтобы не угасло великое искусство французской моды». Всем остальным же остается полагаться только на себя.
А как поражает способность многих знаменитых модельеров оставаться всегда бодрыми и молодыми! Вот посмотрите, пожалуйста, как «зажигает» итальянский кутюрье Лоренцо Рива (родился в 1938 г.) в финале показа своей коллекции сезона весна-лето 1997!
Стелла Станиславская
Автор представленных здесь забавных картинок — Евгения Гапчинская.