*

Слава Зайцев - биография известного модельера 4/5 (2)

Когда я была еще маленькой девочкой лет двенадцати, в нашем доме появилась небольшая книжка "Такая изменчивая мода". Написал ее Зайцев Вячеслав Михайлович, наш отечественный известный модельер, но это была не его биография, нет. В своей книге Вячеслав Зайцев увлеченно и ярко описывал "этот многоликий мир моды" (кстати, так называлась вторая книжка этого знаменитого кутюрье, которая тоже впервые была издана в 1980 году). Помню, с каким упоением я читала эту книжку, хотя далеко не все из прочитанного понимала тогда. Прошло еще несколько лет, и эта книга стала моей настольной. Я зачитала ее до дыр! Но вот несколько лет назад, переезжая на новое место, я потеряла ее! Видимо, в спешке выкинула ее вместе со старыми пожелтевшими журналами и прочей макулатурой. Обычный случай при переезде, но было чувство, будто я потеряла что-то очень дорогое и ценное.

Вечяслав Зайцев фотоА родился герой моей статьи 2 марта 1938 года в "ситцевом краю" - городе Иваново, в самой обыкновенной советской семье. Славой его назвали в честь известного политического деятеля Вячеслава Молотова, который, как известно, по батюшке тоже был Михайловичем. Между прочим, уже в конце восьмидесятых Зайцев сократил свое полное имя до прежнего мальчишеского Слава, так как узнал, что Молотов был довольно неприятной личностью.

Отец будущего знаменитого модельера был осужден в годы войны, как побывавший в плену у немцев. Маме, Марии Ивановне, пришлось оставить свою мечту стать артисткой оперетты, и работать то уборщицей, то прачкой. Но любовь к пению и театру передалась и от матери к сыну. Спустя годы, модельер Зайцев вспоминает, как будучи подобно многим детям сладкоежкой, зарабатывал пением в кондитерских. В награду маленький певец получал крошки печенья и конфет.

вячеслав зайцев фото
Вячеслав Зайцев в молодости, фото из архива: встреча с Пьером Карденом и Марком Боаном


После окончания в 1955 году средней школы Вячеслав Зайцев поступил в Ивановский химико-технологический техникум, в котором получил специальность художника текстильного рисунка. По завершению обучения в техникуме он практически сразу же поступил в Московский текстильный институт обучаться на художника-модельера – в то время это было единственное место, куда его могли принять как сына "врага народа". По окончании ВУЗа в 1962 году юноша был распределен в город Бабушкин, где был назначен художественным руководителем Экспериментально-технической швейной фабрики Мособлсовнархоза. Вот здесь-то молодой модельер поразил своих соотечественников, предложив необычную коллекцию спецодежды для сельских тружениц. По крою и цвету та одежда во многом напоминала русский народный костюм, но искажала сложившееся представление об "образе телогрейки" (со слов самого модельера 🙂 ). Естественно, коллекция была забракована, но весть о ней проникла через пресловутый "железный занавес", и журнал "Пари Матч" посвятил ей огромную, на шесть полос статью. Этот номер попал в руки знаменитого французского кутюрье Пьера Кардена. И когда весной 1965 года мэтр в очередной раз посетил Москву, Слава Зайцев разыскал его. С этого самого дня и началась долгая и теплая дружба двух выдающихся мастеров ХХ века: Пьера Кардена и Славы Зайцева. За те три года, что разделяли дебютную коллекцию модельера Зайцева и его встречу с мэтром моды, он достиг уже немалых успехов, создав модную женскую одежду для торговой сети Москвы, в частности для магазина "Светлана". За месяц до судьбоносного для Зайцева дня, он был принят в Общесоюзный Дом Моделей одежды (ОДМО), что на Кузнецком мосту, 14, на должность худрука экспериментально-технического цеха. Но тот апрельский день практически стал переломным в судьбе простого ивановского паренька. На встрече в московском ресторане "София" кроме Кардена присутствовали также два других прославленных модельера: тогдашний глава Дома "Кристиан Диор" Марк Боан и Ги Ларош. Надо ли говорить, что внимание таких мировых знаменитостей к неизвестному мастеру из СССР не прошло мимо зарубежной прессы: нью-йоркская газета "Women Wear Daily" разразилась статьей "Встреча королей моды", сопроводив ее снимком, сделанным во время обеда мэтров (а французы фактически признали Вячеслава достойным "братом по оружию").

А потом был 1967 год и московский Всемирный фестиваль моды, где Вячеслав Михайлович получил Гран-при за платье под девизом "Россия". "Красный Диор!" – громогласно окрестила его западная пресса. Чуть ранее начались периодические демонстрации сводных коллекций Дома Моделей, созданных под чутким руководством Зайцева, на зарубежных выставках. Казалось бы, успех! Но огорчала одна маленькая деталь: на всех этих выставках отсутствовал сам автор великолепных творений! Власти долгое время не выпускали модельера за рубеж, даже в дружественные соцстраны. Американцы даже предлагали открыть у себя фирменные магазины Зайцева, но советская сторона отвергла это предложение. Лишь один раз Пьер Карден смог помочь другу, поставив условие болгарам: мол, если не будет Зайцева на вашем фестивале моды, то не будет и меня!

вячеслав зайцев фото
Слава Зайцев в молодости, архивное фото

Несмотря на трудности, Вячеслав Михайлович, которого еще в детстве за его оптимизм прозвали "солнечным зайчиком", легко двигался вперед. Уже в 1972 году он пошел на повышение, став теперь уже заместителем худрука самого Дома Моделей. А спустя два года снова был шумный успех: чешский журнал "Кветы", обозревая моду за прошедшие сто лет, поместил фото Зайцева в одном ряду с самыми значительными модельерами мира, среди которых были Коко Шанель, Поль Пуаре и все тот же Диор. Тогда же, в семидесятых модельер начинает создавать костюмы для артистов театра и эстрады. Возможно, лучшим из его творений для мастеров сцены было красное платье-балахон, созданное для А.Б. Пугачевой, которым она поразила публику на фестивале в Сопоте в 1978 году.

И все же, тогда же в 1978, после успешной демонстрации коллекций в Доме кино, приуроченной к сорокалетию Зайцева, он покидает ОДМО. По его словам, он устал каждый раз сокрушенно разводить руками, отвечая на один и тот же бесконечный вопрос: "Где все это можно купить?". Задавленный бюрократической машиной, дизайнер чувствовал себя ненужным в Доме Моделей. Интересно, что тогда же Зайцев впервые попробовал слагать стихи: накопившееся в душе просто требовало выхода. Перейдя на работу на фабрику индпошива, он работает над коллекциями для нового Дома Моды. В 1982 году, став художественным руководителем Дома, он на его базе создает первый в СССР Театр Моды.

С началом перестройки в стране модельер Зайцев наконец-то начинает выезжать в страны капитала: первая такая поездка состоялась в 1986 в Канаду. И вот наступил 1988 – юбилейный для Вячеслава Михайловича год. Представление своей коллекции на Неделе Высокой моды в столице Франции! Мало того – теперь В.М. Зайцев еще и почетный гражданин славного города Парижа! Вот он – триумф! Позже модельер сказал, что это было самое светлое событие в его жизни. Но не прошло и полгода, как состоялся второй показ в столице Франции и знакомство Вячеслава с легендарным кутюрье Ив Сен-Лораном (лично для меня это самый значительный факт, потому как Сен-Лорана я просто обожаю – прим. автора 🙂 ). Впрочем, на этом знакомство (и даже последующее сотрудничество) с известными модельерами не заканчивается – вскоре Зайцев лично встречается с Жан-Луи Шерером, Тьерри Мюглером, Пако Рабанном и прочими. А в декабре 1989 в Токио модельер Зайцев стал победителем конкурса "Пять лучших модельеров мира", обскакав таких мэтров, как Клод Монтана, Ханае Мори и итальянский дуэт Byblos!

Да, лед тронулся, но… по признанию самого кутюрье, званий и регалий он к тому времени уже имел предостаточно, а вот денег… К сожалению, мировое признание его, как модельера, не принесло особого богатства. Но к счастью, тогда же в Париже знаменитая фирма "L'Oreal Paris" предложила Славе Зайцеву создать духи. Та парфюмерная линия была названа "Маруся" (в честь мамы модельера, хотя вообще-то "Maroussia" переводится как "Моя Россия") и была презентована в 1992 году. Эти духи стали невероятно популярными.

Модельер Зайцев известен еще и как педагог и наставник: практически все современные известные российские модельеры прошли его школу. Также Вячеслав Михайлович – организатор многих конкурсов и семинаров моды, из которых, наверное, следует упомянуть ежегодные конкурсы: профессиональных художников-модельеров им. Надежды Ламановой (г. Москва) и "Талант" (Иваново).

Об этом человеке можно рассказывать бесконечно. Подробную биографию В.М. Зайцева в хронологическом порядке, а также полный перечень его коллекций, наград, званий и т.п. вы можете просмотреть на официальном сайте модельера zaitsev.info. Могу еще предложить вашему вниманию свежее видео.

P.S. Мне всегда был интересен этот человек. Я много читала и смотрела о нем: статьи, интервью, телепередачи… И оказалось, что многие его мысли созвучны моим. Полностью согласна со следующими словами Славы Зайцева (но не о театре как таковом, а об искусстве в целом):

"...я люблю больше эстетический театр. Все, что связано с красотой. Потому что в жизни так много грязи, что, приходя в театр, не хочется купаться в этой грязи. Хочется насытить свою душу чистотой и светом, и уйти оттуда не с тяжелыми думами о реальности бытия".

Стелла Станиславская

Пожалуйста, оцените статью

error: Context Menu disabled!